Тест-драйв Subaru WRX STI 2015 на Moscow Raceway
Синяя World Rally Blue Mica на золотых дисках..
“Гламурна..” – первое, что вырвалось из эпитетов при взгляде на обновленную Subaru WRX STI 2015, и со мной соглашается Геннадий Брославский, Чемпион России по ралли. Прежде никогда слова Субару и гламур не стояли в одном предложении. При первом взгляде на машину вживую общее настроение о машине складывается положительное и это несомненно радует с первых секунд знакомства. Субару пытаются идти в ногу с модной тенденцией и предлагают различные сочетания темных оттенков дисков и ярких красок. Но по мне классическая тема синей Субару на золотых дисках по-прежнему вне конкуренции - классика, неподвластная времени. А все эти "премиум" сочетания оставьте машинкам без рода и племени (шутка) (прим.: автор старый выращенный на постерах Макрея, Бернса и Сольберга субарист и до сих пор верящий, что слава Субару в ралли не закончена..)
Engine of the Year 2006 или встречают по мотору..
Но стоит с радостной улыбкой от увиденного экстерьера открыть капот.. как кто-то вздрогнул, будто вспомнил, как вырывали зуб без наркоза, кто-то полез в словарь.. кто-то как снова увидел в избирательном бюллетене все те же щекастые румяные лица.. Да, двигатель для модели STI остался без изменений - старый набивший оскомину тюнерам и официалам 2.5L Turbo. Однако по тем фактам, которые уже удалось изучить фанатам за океаном, немного изменился размер турбины, речь идет об A/R горячей части, что выражается в немного более позднем спуле, но лучшей способности держать наддув наверху после 5000 об/мин в сравнении с неизменной с 2008 года VF48. На практике это действительно подтверждается легко ощутимой турбоямой. Думаю, раздушив мотор джентельменским набором чип-выхлоп-насос мы получим очень приятные цифры в сравнении с прошлым поколением, где узким горлышком становилась именно затычная маленькая турбинка, не очень подходящая по расходу воздуха 2.5 литрового мотора. Вдобавок, то ли в качестве компенсации, то ли по причине восстановления доверия, моторы STI теперь покрываются полноценной заводской гарантией в 100.000км или 3 года, что безусловно положительно повлияет на имидж новой машины со “старым” мотором. Тем, кто планирует эксплуатировать мотор "в стоке" можно немного расслабиться :)
Из Boy Racer Car1.. в полноприводную Mazda 3 и обратно?
Раньше имидж Subaru Impreza Turbo в основном ассоциировался с молодыми горячими парнями, шустро летающими по городу с характерным субаровским, хочется дополнить породистым, звуком выхлопа. К этому располагала и сама машина, обладающая довольно спартанским и аскетичным салоном, комфортом банкетки и большим желанием все тех же горячих парней найди максимально быструю машину за небольшие деньги. C 2000 года FHI взяла курс на “больше, толще, страшнее”. Апогеем этой стратегии стала предыдущая Subaru Impreza STI в кузове GRB. Визуально кузов приобрел стремительности бегемота, а подвеска стала напоминать дедушкину Волгу. Да и мало кто смог смириться ездить на Мазде 3 за две с половиной цены, хоть и полноприводной.. Фанаты застучали котелками.. и поплелись в магазины скупать коробками мовиль для консервации своих лупарей, коней и лис и естественно "божественных" ведер гецех.. FHI ответила в 2011 году обновленным кузовом седан, небольшим фейслифтом и улучшениями в подвеске, сделавшей машину более собранной и отзывчивой. Дела пошли на поправку, но все равно на свету в облике Ирины Шейк угадывалась Ева Польна.. И вот перед нами новая машина с абсолютно новым имиджем, как визуальным, так и ездовым. Визуально нельзя сказать, что машина вернулась к boy racer car имиджу, чему способствуют зеркала от икаруса, стоящие теперь не в уголках передних дверей, а для удобства обзора ближе к середине двери. Удобно, но совершенно не круто. В машине теперь угадываются стилистические решения от Mitsubishi Evolution X до BMW 3 серии. В целом получился приятный современный визуально легкий облик, который смогут подкрутить в ту или иную сторону сотни производителей внешнего тюнинга на любой вкус, включая и саму FHI с ее опциями от STI.
Еще не СВД, но уже Калашников..
Отдельно хотел заострить внимание на управляемости новой STI. Не зря нас пригласили на лучший в стране гоночный трек, где в полной мере можно прочувствовать все нюансы обновленного шасси. Заводом была проведена колоссальная работа по доработке и настройке старой хорошо знакомой платформы. Всё-таки это доработка шасси 2008 модельного года и новую платформу по традиции нам следует ждать не раньше следующего поколения. Общая картина складывается следующая: то, что раньше было исключительно тюнингом, например усилители кузова, жесткие сайлентблоки, корректоры геометрии подвески, теперь установлено и интегрировано штатно с завода. Да, почти весь грамотный и мастхэвный тюнинг теперь стоит штатно. Даже такой хитрый узел как антилифт, реализован снижением задней точки опоры передних рычагов и усилен косынками - экономия на KCA425M и KBR14 :-) Субару говорят, что жесткость кузова на кручение возросла на 40%, и по ощущениям на треке это похоже на правду. Очень существенно изменилось передаточное число рулевой рейки, она стала значительно короче – 13:1 и 2.5 оборота против 15:1 и 2.8 ранее. В купе с повсеместным применением более твердых сортов стали машина ощущается гораздо собраннее и производит впечатление грамотно подготовленного спортивного болида с исправленными "слабыми" местами. Но есть и обратная сторона: привыкнув к невнятным реакциям старых машин велик риск переборщить и перекрутить, что я ощутил на себе, теперь от пилота не требуется экстрасенсорных способностей для упреждающих действий на поведение машины. Но существенной ложкой дегтя, по моему мнению, стала еще более овощная резина - Dunlop Sport Maxx RT - по сравнению с комплектацией предыдущих STI покрышками Dunlop SP600 и тем более “последних из могикан” неубиваемыми Bridgestone RE070. Хотя по сложившейся уже на трек-днях моде это не большой минус, т.к. те, кто часто катается на машине по треку все равно покупают более цепкую резину класса полуслик или слик, поэтому с точки зрения повседневной эксплуатации стало немного практичнее и комфортнее. Но для тех, у кого машина на все случаи жизни, и трек и город, появилась дополнительная статья расхода.
Active Torque Vectoring2..
Опять в словарь.. Похоже на что-то из вертолетной темы.. и первые ощущения от надписи меня не подвели – это система, которая подтормаживает внутреннее к повороту колесо, снижая снос передней оси. Я не помню, честно, была она включена в момент моих заездов или нет, но явно почувствовать что-то электронное и неестественное мне не удалось. Машина идеально чувствуется механически. Руль, реакции, загрузка, разгрузка, тяга - все по-честному, никаких компьютерных ощущений. Ура! :-)
Джентельменский тюнинг3..
А теперь о самом приятном.. что же сразу просится на новую STI из #TUNESMART4, чтобы смело #TURNHARD5
1. Резина. Как уже упоминалось выше, если вы хотите полностью насладиться новым шасси на треке, и не отпускать педаль уже после 2-3 кругов для охлаждения резины, вам понадобятся более цепкие и выносливые составы. Также немаловажно помнить о свойстве спортивной резины лучше держать циклы нагрева-остыва, благодаря этому сцепные свойства резины не деградируют так быстро как у городской “оспортивленной” резины с Treadwear около 140-180, в этом смысле экономия выходит даже боком. Ну, а если вы решите участвовать в любительских сериях кольцевых гонок, то как правило вы ограничены регламентом конкретной серии. Для души же мы рекомендуем любой полуслик с одноклассниками типа Advan A050, Bridgestone RE55S, RE11S и т.д. Сейчас на рынке есть из чего выбрать, и подешевле и подороже.
2. Сход-развал. Развал задней оси по-прежнему не регулируется, а доступный диапазон возможностями штатных болтов спереди не дает желаемого эффекта. Ответ прост – спереди дополнительные болты-эксцентрики KCA414 вместо нижнего прямого болта, сзади – сайлентблоки KCA326 верхних рычагов с втулками-эксцентриками или более радикальный подход с расширением колеи и угла развала с помощью набора рычагов KTA216 + KTA147.
3. Стабилизаторы. Да, стабилизаторы на новой STI стали жестче, но их недостаточно для того, чтобы расположить машину больше к треку, чем к проселку. C этой задачей справятся передний регулируемый стабилизатор 26мм BSF48Z и задний регулируемый 22мм BSR49XZ. Таже можно сразу установить экономичный набор BSK019 (для STI) и BSK017 (для WRX) они включают в себя передний и задний стабилизаторы вместе с передними и задними усиленными стойками стабилизаторов KLC172 и KLC182
4. Сайлентблоки задней балки/подрамника и жесткие опоры мотора и коробки. Этот этап апгрейда по нашей философии стоит фактически на одной ступеньке со стабилизаторами по их эффективности и необходимости для придания большей согласованности и предсказуемости болиду. Усилив только стабилизаторы, сразу повылезают недостатки штатных мягких опор и подушек, т.к. общая динамика машины на управление существенно изменится, вернуть баланс и согласованность всем узлам помогут полиуретановые опоры KDT907, KDT905, KDT906 и набор подушек мотора и коробки CUSCO. Машина станет собранной и предсказуемой как карт.
5. “Чип-выхлоп-насос”. Стандартный эффективный набор из более свободного выхлопа, более производительного топливного насоса и настройки блока управления двигателем для высвобождения мощности мотора, задушенного по шумовым и экологическим нормам. Если вы не гринписовец или бабуля с караулящим на окне цветочным горшком в вашем дворе, вы сможете самостоятельно подобрать из массы предлагаемых на рынке трасс от практически тихих, как сток, до прямых водосточных труб для собственноручного приготовления мозгового рагу в собственном котелке. Правда, с гарантией на мотор в этом случае придется распрощаться, но если вы уже обладатель STI, то в вашей покупке и так уже больше эмоций, чем практического смысла, поэтому данное недоразумение не должно остановить истинных джедаев.
6. Выносливые тормозные колодки и дополнительное охлаждение тормозов. Всегда вместе и никогда по отдельности. По закону сохранения энергии, чем интенсивнее машина будет тормозить, тем интенсивнее нужно будет рассеивать тепло от тормозной системы. На кольце себя хорошо зарекомендовали колодки Ferodo DS UNO, HAWK DTС-70, Endless CCRg. Дополнительно можно добавить титановые термоэкраны на ступицы и тормозные колодки. Они помогут снизить передачу тепла от тормозных дисков на ступицу, читай смазку подшипника, для предотвращения ее преждевременного высыхания и соответственно тормозную жидкость в тормозном суппорте для предотвращения ее преждевременного закипания.
7. Холодный фен на голову. Оставайтесь всегда с холодной головой и помните, что в любой момент времени вы подчинены элементарным законам физики, описывающим процессы перехода энергии, механики и приложения сил. Их нельзя обмануть, их нужно учитывать при каждом изменении тех или иных свойств вашей машины. Если про это не забывать, грамотный тюнинг будет приносить гарантированное удовольствие, а при желании и усидчивости победы! :-)
Вердикт
Джедаев прибыло. Цельный собранный образ снаружи и на ходу идеально дополняет самое главное чувство от обладания новой STI – это легендарная классическая Subaru Impreza! Спасибо FHI, что прислушались к мировой армии фанатов :-)
PS Сравнение Subaru WRX STI с Subaru BRZ..
В этот день мне удалось сравнить в одинаковых условиях новую STI и BRZ, которая в свое время произвела фурор в автомобильном мире своим феноменальным шасси.. Чуда не произошло, BRZ по-прежнему вне конкуренции и остается эталоном управляемости не только для всего модельного ряда Subaru, но и для многих именитых классических заднеприводных спорткаров. BRZ - это чистый спорт, ее невероятные способности цепляться за полотно на гораздо более скромной резине чем у STI (прим. мне вообще показалось, что в заводской комлпектации идет то ли белшина, то ли росинка.. чуть ли не зимняя липучка) и с точностью хирургического инструмента выполнять команды пилота. Да, мотора нет, вообще, но даже несмотря на отсутcтвие планов у завода на выпуск более мощных версий моторов для BRZ, на рынке на сегодняшний день предостаточно решений под ключ по турбированию атмосферника BRZ или размножению лошадок компрессором. Вполне возможно после Селики мотор и не покажется таким слабым, как после STI, но одно чувствуется хорошо - запаса для построения генератора экстаза выше крыши. В утилитароном плане, конечно, эти машины сравнить невозможно, по объективным причинам, они очень сильно отличаются начиная с ежегодной эксплуатации и заканчивая элементарной способностью что-то или кого-то перевозить.. Но несомненно радует тот факт, что старшая Impreza стала подтягиваться по управляемости и повадкам к более дерзкой и бескомпромиссной BRZ.. отличная тенденция!
прим.
1) Имидж молодого безработного студента при деньгах.
2) Активаная система управления вектором тяги.. типа :)
3) Обязательный тюнинг как одеколон “Шипр“ для настоящего мужчины.
4) Tune smart – тюнингуй с умом и не мешай машине ехать
5) Turn hard – тренируй прокладку и выжимай максимум из того, что прикрутил